Контакты Услуги и график семинаров Экспертное мнение
Актуальные консультации
Полезная информация (архив новостей)
Публикации, статьи

Новые правила представления в налоговые органы сведений за 2011 год по форме 2-НДФЛ и новые налоговые вычеты «на детей» в 2011 (!!!) и 2012 году.

       С 2012 года несколько изменяются правила представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц за 2011 год.

 

          Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц", вступившим в силу с 7 ноября 2011 года, отменен ранее действовавший Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год", которым до сих пор регулировался порядок представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы.

           Фактически, новый порядок будет применяться с 2012 года при представлении налоговым агентом сведений о доходах физических лиц или сообщений о невозможности удержания НДФЛ за 2011 год.

 

           Напоминаем, что согласно п.2 ст.230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

           Согласно п.5 ст.226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

           Форма (форма 2-НДФЛ) и форматы сведений о доходах физических лиц утверждены Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников", форма (форма 2-НДФЛ) сообщения о невозможности удержать налог - Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников". Эти документы не претерпели изменений.

           А вот порядок представления таких сведений как раз и изменен обсуждаемым Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.

 

           Обращаем внимание, что с 2012 года устанавливается единый порядок представления сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц налоговыми агентами в налоговые органы на электронных или бумажных носителях, либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

           Как и прежде, Сведения представляют налоговые агенты в налоговый орган по месту своего учета в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, а в случае представления уточненных Сведений в налоговый орган представляются только те Сведения, которые скорректированы.

           Напоминаем, что согласно п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

           Кроме того, согласно п.7 ст.226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

           Таким образом, сведения о доходах физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога налоговые агенты – российские организации должны представлять в налоговые органы как по месту своего налогового учета, так и по месту налогового учета каждого обособленного подразделения.

           Крупнейшие налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представляют сведения только по месту своего налогового учета.

 

           Итак, что же изменилось.

 

           1. Представление сведений в налоговый орган на электронных или бумажных носителях сопровождается оформлением налоговым агентом Реестра сведений о доходах физических лиц, в том числе при представлении сообщений о невозможности удержания налога.

            В отличие от прежней формы Реестра, в новом Реестре следует указывать:

           - номер реестра, дату представления и ИФНС (было)

           - имя представляемого файла, к которому относится реестр (новое)

           - наименование и ИНН/КПП налогового агента (было)

           - ОКАТО налогового агента (новое) – т.е. по каждому обособленному подразделению формируется отдельный Реестр (и файл, если сведения подаются в электронном виде)

           - признак представленных сведений – 1/2 (новое) – ФНС в Приказе не расшифровывает, что означают коды «1» и «2», можно предположить, что под кодом «1» следует представлять сведения о доходах физических лиц, а под кодом «2» - сообщения о невозможности удержания налога

           - количество представленных справок 2-НДФЛ (было)

           - в реестре перечислять № справки и ФИО физического лица (было)

           - в реестре перечислять даты рождения физических лиц (новое)

           Не нужно в Реестре указывать:

           - ФИО главного бухгалтера налогового агента,

           - в реестре перечислять общую сумму дохода физического лица,

           - в реестре перечислять общую сумму налога исчисленную и удержанную у физического лица.

 

           2. Сведения на электронных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения, в виде файла (файлов) утвержденного форматаСведений в электронном виде за соответствующий налоговый период на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными Реестрами сведений о доходах физических лиц за 20__ год на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

           Количество Сведений, представляемых налоговым агентом в налоговый орган, в одном файле не должно превышать 3 000 документов. Иначе формируется следующий файл.

           Аналогичное ограничение по количеству сведений в одном файле касается и представления сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

           Ранее количество сведений в одном файле не регламентировалось.

 

           3.Сведения на электронных и бумажных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения.

           Прежде не допускался прием должностным лицом налогового органа сведений о доходах на бумажных или магнитных носителях в отсутствие ответственного лица налогового агента, что, собственно, и происходит при их почтовом отправлении.

 

           4. При приеме Сведений, поступивших на электронных и бумажных носителях, представленными считаются Сведения, прошедшие форматный контроль заполнения.

           При этом по одному экземпляру Реестра и "Протокола приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год …" выдаются налоговому агенту или представителю налогового агента на руки, если действия осуществляются в присутствии налогового агента или представителя налогового агента, либо направляются по почте, а вторые экземпляры остаются в налоговом органе.

           Обязанность налогового органа направлять первые экземпляры Реестра и Протокола налоговому агенту по почте является нововведением по сравнению с прежним порядком.

 

           5.  Сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи представляются налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета через специализированного оператора связи, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и налоговым агентом или через Интернет-сайт ФНС России.

            Использование Интернет-сайта ФНС России для представления налоговых деклараций и иных сведений в рамках взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов находит все более широкое применение.

 

              6. При представлении Сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение десяти дней с даты отправки налоговым агентом Сведений налоговый орган направляет налоговому агенту сформированный налоговым органом Реестр в электронном виде (налоговый агент при представлении сведений Реестр самостоятельно не составляет и в налоговый орган не направляет!), "Протокол приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде".

            Ранее не был установлен срок для «обратной связи» налогового агента с налоговым органом, что приводило к многочисленным налоговым спорам, связанным с непредставлением или несвоевременным представлением налоговым агентом сведений.

 

           7. Обращаем внимание, что датой представления Сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, как и прежде, считается дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа.

           Ранее такой оговорки не было.

           При этом представленными по телекоммуникационным каналам связи считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом.

           Учитывая, что срок формирования налоговым органом Реестра и Протокола установлен в 10 дней с даты отправки сведений налоговым агентом, то для исключения налоговых споров о непредставлении или несвоевременном представлении налоговым агентом сведений о доходах отдельных физических лиц, налоговому агенту, вероятно, целесообразно направлять в налоговый орган сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи «с запасом по времени» (раньше 21 марта).

 

 

           Обращаем внимание!

           Помимо отмены порядка представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ также отменена форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц».

           Напоминаем, что в силу ст.230 НК РФ налоговые агентыведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

           Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (с 10.01.2011 г. в соответствии с Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@), суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

           Как разъяснено в Письме Минфина РФ от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6 «О порядке учета доходов и налога на доходы физических лиц»налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ.

           Так вот, с 7 ноября 2011 года использовать форму 1-НДФЛ неправомерно.

           Если налоговые агенты традиционно применяли в 2011 году указанную форму для учета доходов физических лиц, то рекомендуем им дополнить учетную политику на 2011 год для целей налогообложения оговоркой: «Для учета доходов, полученных физическими лицами,  предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленного и удержанного НДФЛ применять регистр налогового учета, приведенный в Приложении № __ к настоящему Положению (Приказу)», а также дополнить Положение об учетной политике Приложением, в котором отразить применяемую организацией форму 1-НДФЛ.

           Таким образом, унифицированной форме 1-НДФЛ будет придан статус налогового регистра, разработанного налоговым агентом самостоятельно.

           Данное дополнение предлагаем осуществить путем оформления Приказа об уточнении Положения об учетной политике на 2011 год, датированного началом ноября 2011 года.

 

 

           Внимание!

 

           Вычеты «на детей» по НДФЛ увеличены с 1 января 2011 г.: налоговые агенты в ряде случаев должны пересчитать уже исчисленный и удержанный у физических лиц НДФЛ!

           Президент РФ подписал Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ, ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (об уточнении размеров стандартных налоговых вычетов для отдельных категорий налогоплательщиков)».

           Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ предусматривает для налогоплательщиков следующие «детские» стандартные вычеты:

           налоговый вычет за каждый месяц налогового периода (до месяца достижения совокупного дохода физического лица у данного налогового агента в 280 000 руб.) распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

           - с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

           - с 1 января 2012 года:

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

           Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

           При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

           Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

 

Хотелось бы обратить внимание, что в Письме Минфина РФ от 08.12.2011 № 03-04-05/8-1014 разъяснен новый порядок предоставления стандартных налоговых вычетов на детей с 2012 года, в частности, в случае если первый ребенок достиг предельного возраста и на него вычет не предоставляется, то независимо от этого вычет на второго ребенка составит 1400 рублей, а на третьего и последующих - 3000 рублей.

 

 

           Вычет «на себя» в размере 400 руб. с 1 января 2012 года отменен.